"Железнодорожный моделизм в России - пациент мёртв!" - окончание.

В силу того, что в России нет своего модельного производства (мелкие серии не в счёт), приходится обращаться в сторону проклятого Запада. По сути, все моделисты - даже самые отчаянные «Русофилы» - все равно в большей степени ЗАПАДНИКИ, ибо комплектующие для своих моделей приходится закупать только там. К макетчикам и ко мне это тоже относится. И здесь важно не перейти особую черту, за которой формируется гнилое западное капиталистическое чувство превосходства: Я КУПИЛ ПАРОВОЗ ЗА 5 (8, 12, 20, 45) ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. А ТЫ-НЕТ!!! ЗНАЧИТ, ТЫ НЕУДАЧНИК ПО ЖИЗНИ И МНЕ С ТОБОЙ НЕ О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ.
Вследствие этого, до 90% потенциальных любителей и моделистов-эти понятия близки друг другу - на «обочине жизни». Не очень-то приятно узнать, что твоя дорога, оказывается полное говно, а право на существование имеют только дорогие фирменные модели. Немногочисленные выставки моделей превращаются в «выставки соблазнов», т.к. посетитель видит что-то БЕЗУМНО ДОРОГОЕ И НЕДОСТУПНОЕ ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Это не добавляет положительных эмоций, так необходимых в наше время людям. Я сам был неоднократно свидетелем подобных разговоров.
Так какие же варианты есть для изменения существующего положения? О спасении ж. д. моделизма на данном этапе речь даже не ведется. Основой любой выставочной деятельности является работа с посетителями – Ж.Д.ЛИКБЕЗ – лекция или беседа на непродолжительное время о железной дороге и основных ж. д. понятиях и терминах. Обычно это сопровождается показом игрушечной железной дороги. Посетители понимают, что даже игрушечные дороги имеют право на существование. А затем переход к серьезным моделям и макетам - с чего можно начать и к чему можно прийти. Я в своей деятельности так и делаю. На выставках в одной части зала находится профессионально сделанный макет и стенды с моделями. А в другой - игрушечная, но максимально приближенная (доделанная и докрашенная) к модельной железная дорога. Обычно с радиоуправлением – чтобы дети могли поиграть (естественно под моим или родительским присмотром). Поверьте, за всю мою деятельность с 1995г не было ни одного происшествия с этими игрушками. Только один раз с макета спёрли машинку ценой 50 рублей. А посетители и их дети получают прекрасную возможность приобщиться к миру железных дорог.
А вот ещё один способ пропаганды железнодорожных знаний – лекции в начальной школе. Дети в восторге и в процессе отвечают на несложные вопросы. А затем рассказывают друзьям, как интересно узнавать что-то о железных дорогах. Причем интересуются не только мальчики, но и девочки.
Где есть интерес, там появляется спрос на железную дорогу. Можно приобрести модели и наборы «секонд ханд». Но они всё же не так доступны - их ещё надо найти, и не попасть на продавца – беспредельщика. Неопытному человеку здесь придётся нелегко…..
Проблему со стартовыми комплектами мог бы решить тот, кто имеет возможность вкладывать деньги в производство. Что же можно сделать?
Заказать в Китае СТАРТОВЫЙ НАБОР В МАСШТАБЕ 1/87 КОЛЕИ 16,5ММ,
( как вариант 1:120, 12мм), СОВМЕСТИМЫЙ С МОДЕЛЬНЫМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ. Пусть это будет упрощенная, с батарейным питанием модель паровоза, например Су. Кулисный механизм – упрощенный или вообще отсутствует. Бегунок и поддерживающая ось – имитация. Тендер 4-х осный. Отливки делаются из цветного пластика. Рельсы – тоже. Упаковка - прозрачный блистер. А на задней стороне - ВНИМАНИЕ – ФОТО РЕАЛЬНОГО ПАРОВОЗА И ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Обязательно указан масштаб и совместимость с другими наборами. Цена такого набора (уровня NEW RAY) вряд ли будет превышать 350 рублей. Продаваться набор должен в технических музеях, вокзальных киосках и др. Полезно также выпустить наборы дополнений: прямые рельсы и стрелки, дополнительные вагоны. Дополнения должны лежать рядом с основным набором. И продавец в состоянии объяснить покупателю, что к чему подсоединять. Возможны и иные варианты. Главное, чтобы наборы имели продолжение и были доступны по цене. Появится возможность коллекционировать подвижной состав и даже строить простенькие макеты. Кстати, почин почти сделан. Китайцы выпустили набор из паровоза, тендера, вагона и круга рельс под маркой «холидэй экспресс». Паровоз – сахалинский D51, правда не окрашен и требует небольшой доработки, но колея 16,5мм, габарит японский. Стоит такой набор в магазинах и ярмарках от 110 до 160 рублей. Ему бы надписи на русском и в каждый киоск.
Исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод, что для возрождения ж. д. моделизма время еще не пришло. Однако уже сейчас необходимо «готовить почву». И тогда, через определенное время, отведённое историей, появятся первые «всходы». А какими они будут – полностью зависит от той немногочисленной, жутко разрозненной, терзаемой внутренними противоречиями и прочими недугами, группы людей, именующей себя «железнодорожными моделистами и любителями железных дорог». В наших силах сделать нужные шаги в нужном направлении. А для этого в первую очередь нужно отбросить гнилую, алчно-лживую западную идеологию и повернуться к простым людям – тем, кто приходит на выставки. И в первую очередь к детям. Это в силах каждого и должно стать основой любой деятельности на почве ж. д. моделизма.

Статья написана в 2008 году, но по прежнему актуальна!

Александр Шустов.


Назад.



Хостинг от uCoz