"Железнодорожный моделизм в России - пациент мёртв!".

Я - Александр Шустов. Один из железнодорожных макетчиков России. Смею во всеуслышание заявить, что железнодорожный моделизм в России мёртв. Отдельные попытки безусловно талантливых и рукастых моделистов доказать кому-либо, а в первую очередь самим себе, что моделизм жив и развивается, напоминают попытки врача-реаниматолога оживить давно остывший труп. Я предвижу массу негодования со стороны московских моделистов, завсегдатаев разных Интернет - форумов и прочих околомодельных личностей. Но попробуйте для начала меня опровергнуть. Итак, что мы имеем?
Немного статистики. Данные приблизительные, полученные в результате собственного исследования. Регион «Южное Подмосковье»- население примерно 500 тысяч. Моделистов и любителей железных дорог - 5 человек. Этот показатель характерен и для других регионов. Ставрополь и окрестности – население 400 тысяч - моделистов 6 человек. И это благодаря тому, что клуб ”Локотранс” долгое время базировался в этом городе. В других городах ситуация похожая, но не настолько, чтобы говорить о жизнеспособности ж. д. моделизма. О Москве речь не идёт. Москва - это уже не Россия (также как Нью-Йорк - не Америка).

Причин для такого положения с ж. д. моделизмом несколько.
1. Цены на стартовые наборы и модели несовместимы с доходами потенциальных моделистов.
2. Полная ж. д. безграмотность населения и в первую очередь детей.
3. Полное отсутствие информации о железных дорогах или крайне негативное изображение железной дороги в кино.
4. Дешевые и крайне вредные соблазны типа компьютерных игр и т.п., навязываемые врагами России, в т.ч. внутренними.

Теперь более подробно.

Заинтересованность тем или иным видом хобби начинается с информации о предмете увлечения. Что знает среднестатистический россиянин о железной дороге? Да ничего!
“ ГОРИТ ЗЕЛЕНЫЙ СЕМАФОР’’- 99% населения уверены, что светофоры на улицах, а на железных дорогах - Семафоры. ”ЗАПАСНОЙ ПУТЬ”- это из старой песни, причем довольно удачное словосочетание, но совершенно неправильное. ’’МАНЕВРЕННЫЙ ЛОКОМОТИВ” вместо МАНЕВРОВОГО. И, наконец, ПОЕЗД - абсолютно всё, что движется по рельсам: локомотив - поезд, вагон - поезд. А два вагона? - два поезда! Но в этом нет ничего удивительного. Загляните в телепрограмму и попробуйте найти что-либо о железной дороге. Нашли? Ах да! Боевик в лучшем случае - конечно MADE IN USA - где поезду отводится крайне трагическая роль. Этот поезд обязательно горит, взрывается или сталкивается с другими поездами. Причем с профессиональной точки зрения все манипуляции с этим поездом просто абсурдны. Поезд или с места не сдвинется, или тормоза тут же сработают. Но заокеанским режиссерам, да и некоторым нашим тоже это без разницы - ПИПЛ СХАВАЕТ. К тому же западный фильм обычно дублируется настолько безобразно и безграмотно с технической точки зрения, что даже говорить про это не хочется.
Нет на телевидении и общеобразовательных и познавательных программ БИ-БИ-СИ или НЭЙШНЛ ГЕОГРАФИК о железных дорогах мира. Такие программы показывают в среднем 1 раз в 3 года, в крайне неудачное время - или в 2 часа ночи, или днем, когда дети в школе, а взрослые на работе. Причем программа не заявляется, а по названию может определить только ж. д. грамотный человек. Но таких очень мало. И в результате интересный фильм остаётся без потенциальных зрителей.
Не найдя ничего по ‘’ящику’’, обратимся к печатной продукции. Зайдём в книжный магазин и попытаемся найти что-либо о железной дороге. И опять ничего нет. А если и есть - в детских энциклопедиях ’’обо всём - и ни о чём’’, то обязательно англо-американское с примесью японо - французского. И обязательно в отвратительном техническом переводе. Про Россию нет ничего. Или есть то, что детям брать в руки категорически запрещено - брошюрки от АИФ - ЛОКОМОТИВЫ и ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Перлы некоего С. Охлябинина - автора этих шедевров маразма - цитировать не берусь во избежание распространения этой заразы. А ведь эта хрень рекомендована для чтения в средней школе! Желающих прочитать рецензии на эти труды отсылаю к архиву журнала ‘’ЛОКОТРАНС’’.
Куда более толково и технически грамотно написана книга серии "школьный путеводитель - ОТ ПАРОВОЗА ДО МАГНИТОПЛАНА". Довольно удачная попытка автора- Г.Черненко - рассказать детям о железной дороге с большим уклоном в отечественную тематику. Но подкачали рисунки: паровозы С и Су имеют колёсную формулу 1-3-2!!! У паровоза ИС - 2-х осный тендер. Кулисные механизмы показаны с ошибками, а автосцепка такая, что не приснится и в кошмарном сне. Но в целом книга производит приятное впечатление. Вот только тираж 5 тысяч на всю Россию. Достаточно?
Нет в широкой продаже и таких вещей, как открытки и календари на железнодорожную тематику. А если и есть, то либо ценой в 500 рублей за календарь, либо мизерными тиражами, мгновенно становясь библиографической редкостью. Причем продаётся эта редкость в специальных магазинах, о которых 90% населения и знать не знает.

Итак, в плане информации видим ‘’полный ноль’’.

А что же ОАО РЖД? Увы, их сиятельство Якунин и компания озабочены лишь одним вопросом:
"Как набить свой карман вонючими долларами?"
Уважение к пассажиру - если этот пассажир не vip - это из области фантастики. Побывайте на любом московском вокзале или станции. Кругом клетки, локалки, турникеты и дебилы - бычьё с рыбьими глазами - охранники. В общем - зона строгого режима. Большего неуважения к пассажиру придумать сложно. Но речь не об этом. Хотя о своём отношении к ОАО РЖД я ещё скажу, но не здесь.
Любителей железных дорог сама железная дорога не переносит на дух. Можно любить пиво, водку, баб, рыбалку - интеллект от таких личностей так и прёт во все стороны. А как любить железную дорогу? И чего её любить? Представьте ситуацию: пришли фанаты Спартака (ЦСКА, Динамо и др.) на матч. А тренер и футболисты через мегафон заявляют: а не пойти ли вам, фанаты, нах! Абсурд? Да! Подобную ситуацию в спорте невозможно представить. А ведь именно так и поступает ОАО РЖД по отношению к немногочисленной группе любителей железных дорог. Помощи ни в каких вопросах от РЖД не дождаться. Но если РЖД нужно провести какую-нибудь выставку - так для галочки в отчете - любители, родненькие! Дайте ваши модели! А мы вас потом отблагодарим - нах пошлем, да с ускорением. А любители и рады стараться - как же, заметила любимая дорога нас! И ходят на задних лапках, как дебильная базитическая болонка в цирке, и лебезят перед заплывшими от жира чиновниками наши любители железных дорог, о которых я скажу далее.
Грош цена любой выставке ж. д. моделей, если на ней не ведётся работа с посетителями. А этого участники и организаторы боятся как огня. Или считают себя белой расой, забывая, что в мире небелых - 5/6. А разве белым или элите надлежит общаться с несведущими в ж. д. делах посетителями? А кого пригласить на выставку? Кто это решает? Решает т.н. элита - группка моделистов из некоего заведения, точнее своеобразной секты. И часто талантливые и известные моделисты (я себя к таковым не отношу) остаются за «бортом».
И в результате выставка мало чем отличается от соответствующего отдела в «ДЕТСКОМ МИРЕ». А разница лишь в том, что в магазин приходят бесплатно, а за подобную выставку (или, скорее междусобойчик) берутся деньги. А посетителю на 99% совершенно без разницы, что в витринах - всё это «паровозики». А чем знаменит этот локомотив - сам догадайся, ибо табличку с пояснением рядом с моделью обычно днем с огнем не найти.
Несколько лет назад на Рижском вокзале был создан музей железнодорожной техники - достойная внимания экспозиция. Но попробуйте найти этот музей на площади Рижского вокзала – ни рекламы, ни указателей. В общем, очередная показуха ОАО РЖД. И очередная галочка поставлена - есть в столице музей. Мы не хуже Питера!
А что же газеты -
«ГУДОК», «МОСКОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК», «ЭЛЕКТРИЧКА» (газета для пассажиров)? Первые две - сугубо профессиональные и неспециалистам там читать нечего. Последняя (не видел её давно) - чистая «желтуха»- жизнь пидорасов -эстрадных звездунов, сад - огород и кроссворды. Изредка бывают новости московской железной дороги. И всё. Полнейший вакуум в плане информации. Любительские журналы - ЛОКОТРАНС, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ДЕЛО – положения не спасают, ибо тираж каждого всего 1000 экземпляров. Да и РОСПЕЧАТЬ их не распространяет. А купить их можно опять же в специализированных магазинах, о которых мало кто знает. И есть такие магазины только в крупных городах.
А что предлагает торговля? Зайдем в магазин игрушек и попробуем среди китайского барахла отыскать железную дорогу. Правильно, смотрите в дальний угол - это там. Стоять может годами. Будучи проездом в Ростове-на-Дону в 2004 г, я увидел в универмаге в центре города игрушечный набор ж. д. колеи 16,5 мм. Ценой 180 рублей. Продавец отсутствовал, а времени у меня было в обрез. Но каково же было моё удивление, когда через год, снова попав в этот магазин, я увидел тот же самый набор – уже за 150 рублей. Коробка была покрыта толстым слоем пыли. Видимо, набор дожидался именно меня. Паровоз занял почетное место среди коллекции ж. д. игрушек. И так происходит повсеместно. На вопрос о возможности покупки дополнений к набору, или совместимости с другими, продавец в 100% случаев делает круглые глаза, принципиально не понимая, о чем идет речь. В результате, если набор и покупается, то быстро надоедает, так как нет дальнейшего развития.
Но Китай Китаю рознь. Прекрасные игрушки, максимально приближенные к моделям (а зачастую просто содранные с них) делают фирмы NEW RAY и SMART TOYS. Масштаб 1 / 87 – 1 / 76, колея 16,5 мм. Игрушки совместимы между собой. Ассортимент позволяет их коллекционировать. Наборы стоят от 200 до 1800 рублей. В последние наборы SMART TOYS входят стрелки, строения, фигурки людей и животных, автомобили из металла. Наборы делают в двух вариантах: 1) с батарейным питанием – включил и поехали, реверса и регулировки скорости нет; 2) с нормальными металлическими рельсами, правда не стыкующимися с модельными из-за высоты (4мм), и блоками питания от сети, реверсом и плавным регулятором скорости, т.е. почти модели.
Однако эти наборы редко встречаются в магазинах, а в основном на рынках или детских ярмарках. Магазины предпочитают примитивизм типа «вестерн экспресс». Теперь наши горе коммерсанты в своем не знании железной дороги пошли дальше. Они заказывают в Китае те же самые наборы, но с русскими надписями типа «Николаевский экспресс» - жалкая пародия на колею 32 мм.
В последнее время появились китайские наборы с русскими надписями масштаба 1/87, совместимые друг с другом, естественно с батарейным питанием, американских прототипов, но с колеей 20 мм. Правда, эти особенности отражены в русских текстах на коробках. И опять возникает вопрос - неужели те, кто заказывал это в Китае, не мог поинтересоваться, какая должна быть колея для масштаба 1/87?
Иногда в продаже встречаются неплохие наборы колеи 32 и 45 мм, полностью содранные с хороших западных образцов, причем с радио или инфракрасным управлением. Идеальный вариант садовой жел. дороги ценой до 4000 руб.
Для размышления: простейший набор модельной железной дороги стоит от 2500 руб.
И переходим к ценовой политике наших горе - торговцев ж.д. моделями. Про новые модели разговор не ведется - зная их цену в Европе и остальные проблемы наших коммерсантов с налоговыми службами, таможней и т. п. дармоедами - понять можно, из чего складывается достаточно высокая цена. Но есть понятие - "секонд-хэнд" - модели производства ГДР-20-30 летней давности, не представляющие в подавляющем большинстве своём коллекционной ценности, морально и физически устаревшие. И цена на эти модели никак не может быть равной, а то и большей, чем на современные модели. А именно так и получается. Особенно в провинции. Например, в одном городе (между Тулой и Белгородом) существует сомнительная компания, торгующая откровенным хламом по ценам новых моделей. О моральной стороне подобных действий умолчу. А взять интернет-продавцов - пиковские тяги по 2000-2500 руб. Отмечу, что в Европе, да и здесь, у порядочных продавцов, подобная тяга стоит 25-30 евро. Комментарии излишни. Создается впечатление, что эти торговцы сидят и ждут лохов, готовых выкладывать немалые деньги за подозрительного качества товар. Но, к счастью, лохов становится меньше, даже на периферии.
Золотое правило коммерсанта - "честно торговать качественным товаром". Но нашим горе - бизнесменам до этого далеко как до Луны.
Немного о другом. Средняя зарплата по стране 7-10 тысяч рублей. В крупных городах - больше, но и траты тоже больше (квартплата, продукты, транспорт и т.п.). Переходим к ж. д. теме.
Что выберет железнодорожномалограмотный родитель своему ребенку? Особенно учитывая тот факт, что дети склонны ломать и разбирать игрушки. И не факт, что ребенок в дальнейшем заинтересуется серьёзно железной дорогой и станет в будущем моделистом. Ответ на вопрос ясен: что угодно, но не модельную железную дорогу. Вряд ли родитель пойдет на рынок (за NEW RAY или SMART TOYS) – покупки вещей на рынках уходят в прошлое. И остается что? Правильно – «вестерн экспресс» или кое-что похуже - всякого рода «экспресс-стрела», в составе которого «кочегарка с углем». Поняли? Это оказывается просто тендер паровоза. «Семафор» оказывается СВЕТОФОРОМ. А что такое «ПАРОВОЗНАЯ СТАНЦИЯ»? - это просто перрон. И это в красочной глянцевой коробке, ценой около тысячи рублей и напоминающее железную дорогу отдалённо. Без комментариев!!!
В настоящем времени у детей отсутствует такое важное качество, как «культура игры». И в этом виноваты во многом взрослые. Часто мы играем со своими детьми? Или боимся косых взглядов окружающих, увидевших нас с игрушками в руках. А без нашего участия, да ещё при отсутствии возможности расширить свой набор железной дороги, ребенку быстро надоедает гонять поезд по кольцу (особенно, если этим поездом ещё и управлять нельзя, а только включил - поехали и всё). И начинается то, что ребенок видит вокруг - бешеный ненормальный ритм жизни (особенно в больших городах), скорость, «крутые тачки», и прочие «бригады»- дурное влияние дебилизатора-телевизора и улицы. И начинаются взрывы, крушения и столкновения. А поезд или локомотив видится не как объект интереса, а как объект разрушения. Культуры игры в железную дорогу (да и не только в неё) нет. И приобрести негде.


Окончание.



Хостинг от uCoz